История в кино

16 апреля 2012

Алексей Пивоваров, журналист, продюсер: «Мы исходили из того, что нам нужно сделать фильм о войне двенадцатого года интересным всем»

Алексей Пивоваров создал уже несколько исторических фильмов. До сих пор они касались темы живой и болезненной – событий Великой Отечественной войны. Их смотрели с огромным интересом и горячо о них спорили. Это естественная реакция людей, для которых события Войны не абстрактная история, а личная, связанная с их семьями. На этот раз Пивоваров взялся за тему давнюю – войну 1812 года. Фильм «1812-й. Отечественная. Великая» выйдет осенью на канале НТВ при поддержке банка ВТБ. Корреспондент vtbrussia.ru встретился с Алексеем Пивоваровым и выяснил, чем этот фильм будет отличаться от предыдущих.

В этом фильме Алексей Пивоваров выступает в качестве продюсера и идейного вдохновителя– Алексей, как рождался сценарий и сюжет фильма?

– Мы исходили из того, что нам нужно сделать фильм о войне двенадцатого года интересным всем: и тем, кто знает о ней в общих чертах по учебникам истории, и знатокам. Кроме того, нужно, чтобы он отличался от 257 фильмов, снятых про эту войну. А фильмы еще будут выходить к юбилею. Мы решили, что не будем делать классический документальный фильм с ведущим в кадре, а снимем настоящую документальную драму. Это жанр на стыке художественного и документального кино. От документального у нас жесткое следование фактам: ни одной реплики, ни одного события не выдумано. Взяли только то, что зафиксировано в документах и было на самом деле. От художественного фильма – подход. Группа главных героев, журналистка и реконструкторы, собираются на Бородинском поле, и девушка пытается выяснить, почему здесь оказался Наполеон, кто победил в сражении и что тут вообще было. Их рассказы, оживая, превращаются в тот фильм, который и получится.

– Получается, что каждый персонаж начинает рассказывать историю, а мы переносимся в другой исторический период?

– Несколько сложнее. Игровая сцена у костра, где сидят наши герои, все время переходит в реконструкцию исторических событий. Такой стык жанров: игровое кино, основанное на жесткой документальной основе. За всю фактологию мы отвечаем.

В воспоминаниях французов, участвовавших в войне 1812 года, всплывают страшные картины отступления наполеоновской армии

– А кто наши герои, реконструкторы, которые ведут рассказ?

– Сегодня у каждого свой взгляд на эту войну. Во Франции один взгляд, в России существует несколько других мнений. Поэтому наши герои у костра озвучивают эти разные подходы. Один считает, что в войне выиграл русский народ, другой, что Александр I. Третий говорит, что в войне одержал победу Наполеон. И они все время спорят.

– Какие источники легли в основу каждой историй?

– На этот вопрос лучше ответит сценарист Екатерина Афонина. Я несколько раз видел, как она работает, обложенная стопками самых разных книг. Но первый и самый фундаментальный труд – работа академика Тарле. Не берусь утверждать, какой процент из каких источников, но могу сказать, что ничего из головы взято не было. Все реплики, все, что говорят исторические персонажи, – из текстов хроники.

– Для вас это первый опыт художественного фильма?

– До этого снимали документальные драмы, и они были ближе к классической телевизионной документалке. Сейчас у нас два проекта: о войне 1812 года и фильм про раскулачивание, которое мы снимаем в жанре игрового кино.

– Алексей Пивоваров отметил, что сценарий фильма написан на основе документальных свидетельств, и каждый факт тщательно выверен

– Когда вы работали над фильмами о Великой Отечественной войне, говорили, что здесь и для вас, и для зрителей в первую очередь история семьи. И потому эти фильмы воспринимались очень лично. А что спустя 200 лет зацепит зрителя?

– Известно, что Великая Отечественная у нас в генетической памяти. Мы переживаем, спорим. Эта тема не закрыта, не ушла в прошлое. В то время как война 1812 года уже стала историей. Никто уже так не переживает по поводу Бородинского сражения, как по поводу Сталинградской битвы. Но с другой стороны, выяснилось: стоит копнуть вглубь, наткнешься на то же самое. И эмоциональный ряд идентичный. Один только штурм наполеоновскими войсками Смоленска чего стоит! Там не осталось практически ни одного человека. Все или бежали, или погибли. А сцены, которые разворачивались в Москве! Озверение от войны к моменту взятия города дошло до верхней точки. Происходило все то же самое, что мы со школьных времен знали про немцев, сжигавших села, насиловавших местных жителей... Это была точно такая же отечественная война. Хотя и по масштабам XX века не такая огромная.

– А как же миф о галантной войне?

– Да, все началось как галантная война: все офицеры и генералы обеих армий говорили по-французски, все, действительно, друг перед другом расшаркивались. Известен эпизод, когда Мюрат и Милорадович на Бородинском поле прерывали сражение, чтобы выяснить, как загнуты фланги. Но потом, когда боевые действия продолжались, когда две армии и народ углублялись в войну, все это очень быстро пришло к взаимному озверению. Приказы «Пленных не брать» (а они отдавались, в том числе, и Денисом Давыдовым) появились не на пустом месте. В этом смысле, войны похожи. Было интересно находить общие черты в этих двух компаниях.

– Есть ли какие-то детали, исторические факты, которые поразили вас больше всего во время работы над фильмом?

Один оператор стоит на мостике под зонтом, защищающим камеру. Второй снимает в гуще исторических событий

– Вообще, мы стараемся делать такие фильмы, чтобы они состояли не из широких мазков, а из большого количества мелких. Вот только что снималась сцена, как отступают французы. Очень интересно, что по мере того как солдаты лишались сил, падали, товарищи их тут же раздевали. На самом деле, любая армия держится на солдатском братстве. Это известно. И как только армия превращаются в толпу, где солдаты раздевают товарищей, чтобы укрыться от мороза, понятно, что это уже не армия. Война проиграна совсем. И таких эпизодов очень много. Я уже упомянул потрясающие по силе сцены, которые происходили в Москве. Еще недавно галантные французы отрубали женщинам пальцы, чтобы снять кольца.

– Что касается реалистичности кадров, будете ли обходить страшные моменты?

– Мы уже с этим сталкивались в фильмах про Великую отечественную, про Вторую ударную армию. Там были сцены физиологически отвратительные. Мы это все на экран не потащим. Есть различные художественные приемы, допустимые средства, чтобы передать все те же эмоции и не показывать сцены, вызывающие физиологическое отвращение.

– Кстати говоря, о массовке, кто в ней участвует?

– Здесь половина на половину: реконструкторы, которые «собаку съели» на войне 1812 года и знают все: где должны находиться какие ремешки и значки. Другая часть – каскадеры, которые умеют правильно упасть и правильно драться. Сейчас как раз будет сниматься сцена с давкой и дракой. В отличие от наших предыдущих фильмов, мы использовали сцены с диалогами. Это уже художественное кино. А в сцене у костра будут задействованы узнаваемые актеры в главных ролях.

Половина массовки состоит из опытных реконструкторов, отлично разбирающихся в тонкостях исторического обмундирования и военных реалий «Великой Армии»

– Большая ли занята массовка?

– Достаточно большая: будут и лошади, и артиллерия. Наполеоновскую армию мы в истинном объеме, конечно, не соберем, но есть приемы, которые позволяют показать все, не прибегая к ресурсам, которые, например, были у Сергей Бондарчука в свое время. У нас таких ресурсов, понятное дело, нет, но зато есть компьютерные технологии. Есть возможности расцветить даже сцену с небольшим количеством людей.

– Ваша основная деятельность все-таки связана с новостями. Когда начинаешь заниматься какой-то темой, тут же из самых разных мест приходит самая разнообразная информация. И часто довольно злободневная. Так и с застройкой Бородинского поля. Не срабатывает инстинкт новостника, желание этим заняться?

– Я это всегда разделяю: здесь новости, а здесь "старости". Это совсем разные профессии. Они смежные, но разные. Получается такое раздвоение профессиональной личности. 

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости