Энергия правды

31 августа 2011

Федор Бондарчук: «Посмотрев последние фильмы о Великой Отечественной войне, я убедился, что „Сталинград“ снимать надо»

Федор Бондарчук начал съемки фильма «Сталинград». Финансирование съемочного процесса осуществляется, в том числе, за счет средств ВТБ. Банк заключил с кинокомпанией Art Pictures Studio, которую Бондарчук представляет вместе с партнерами, инвестиционное соглашение на сумму 600 млн рублей. Пресс-служба ВТБ посетила съемочную площадку «Сталинграда». 

Съемки проходят в первом северном форту Кронштадта. Удивительно, но в этом месте Балтика очень похожа на Волгу. Достоверность пейзажу придают декорации типичной волжской водной станции и знаменитого колесного пароходика «Ласточка» – одного из символов Сталинградской битвы. Здесь снимаются сцены начала переправы через Волгу и вражеского налета на наши береговые укрепления. Бондарчук показал нам черновой вариант одной из сцен: взвод русских солдат идет по «воде, аки посуху» – для маскировки саперы притопили понтонный мост, чтобы он не был виден с воздуха. Мы посмотрели этот «эпизод» и в 2D, и в 3D-формате. Впечатлило. Нам показалось, что 3D-технологии в данном случае делают картинку не фантастической, а, наоборот – очень реальной.

В перерыве съемок Федор, объяснил нам свое решение снимать фильм о Великой Отечественной войне, приоткрыл информацию по актерскому составу, и, рассказал, почему его друг – известный немецкий актер Тиль Швайгер – не согласился на предложенную ему роль офицера вермахта.

Как родилась идея фильма? Вы нам говорили, что дело совсем не в юбилейной дате 70-летии Сталинградской битвы, что вами двигали другие мотивы. Какие?

Мое твердое убеждение – каждый режиссер в нашей стране мечтает снять фильм о Великой Отечественной войне или, вообще, о войне. Это может быть камерная история для двух актеров, картина с минимальным бюджетом или это может быть масштабный фильм. Мною двигали кинематографические амбиции, возможность нового кинематографического высказывания. Я с большим уважением отношусь к своим коллегам, которые недавно представили свои картины о Великой Отечественной войне широкой аудитории. Не скрою, я ждал выхода этих фильмов и, после того, как их посмотрел, убедился в правильности того, что мы делаем.

Сегодня в нашем распоряжении потрясающие технические возможности. Мы снимаем, например, на цифровые камеры RED EPIC. В мире всего 30 таких камер, семь из них – у нас. Работаем с американской операторской группой, которая только что закончила с Марком Уэббом съемки «Нового Человека-паука». Качество картинки – потрясающее. Я перфекционист во всем, что касается качества изображения, костюмов, грима, убедительности в кадре лиц актеров «массовки», монтажа - любой мелочи в кадре.

 Что за история положена в основу сюжета фильма?

 Это оригинальный сценарий и я им очень горжусь. Делали его долго. Молодой питерский автор Илья Тилькин потратил на сценарий 3,5 года. А потом мы его переписывали раз восемь, наверное. И, каждый раз, собирали по новым вариантам «фокус-группы», в которые входили представители очень разных аудиторий.  Опросы показали, что эта история вызывает у людей интерес. В разных «фокус-группах» из 100% опрошенных, мнение 80% людей совпадало. 

«Сталинград» – это история борьбы за один дом, расположенный в стратегически важном месте. У нас шесть главных актеров и две актрисы, с очень драматическими отношениями, с максимальным напряжением. Не буду рассказывать подробности сюжета, но могу сказать, что этот фильм и про любовь тоже.

Вы сказали, что современные кинематографические средства, которыми вы располагаете, позволяют добиться невероятной достоверности. Но людей, которые помнят ту войну, не осталось: ни с этой – «производственной» стороны экрана, ни со стороны зрительного зала. В этом случае, как мне кажется, велика вероятность фальши, а в таких картинах она особенно чувствуется.

Это понятное опасение, и я, надо сказать, сам его разделяю – мне очень важны детали, достоверность. Я ведь окончил художественную школу и на этом «повернут». В массовске у нас заняты лучшие реконструкторы. Это взрослые люди, очень глубоко погруженные в исторические реалии того времени. Они готовы с пеной у рта спорить по каждой мелочи, каждой пуговице на форме. 

Надо понимать, что есть подробность изложения и правда жизни, а есть инструментарий. Используя все возможности, которые дает мне современный инструментарий я очень стараюсь, чтобы за технологиями не потярелось самое важное - живая энергия тех событий, энергия правды, если хотите. Если получится передать это ощущение зрителю, я буду счастлив.

Расскажите о том, какие актеры задействованы в фильме.

Из тех, про кого я могу говорить на сегодняшний день – это мой любимый артист, с которым мы прошли 222 съемочных дня «Обитаемого острова» Петр Федоров. Он сейчас зреет, словно молодой агрессивный напиток. Очень крепкий, я бы даже сказал. В форме военного разведчика, с оружием, он смотрится фантастически.

Это немецкий актер Аугуст Диль («Бесславные ублюдки». – примеч. авт.). Он играет большую роль немецкого офицера. Представляет другую сторону противостояния. Ведь в Сталинграде война была не абстрактная, не разделенная огромными расстояниями: русских и немцев разделяло иногда всего пять метров. Они прекрасно знали друг друга в лицо.

Диль – большой актер. На мой взгляд, это новый Кристофер Уокен («Криминальное чтиво», «Поймай меня, если сможешь». – примеч. авт.). Свое согласие на участие в съемках дал Рутгер Хауер, но пока контракт с ним не подписан. Я его люблю, для меня он занимает особое место еще из юношеских впечатлений по фильму «Бегущий по лезвию бритвы». Специально для него мы дописали один эпизод в финале. В фильме также дебютируют две молодые российские актрисы. Очень перспективные. Одна из них настолько многообещающая, что уже сейчас специально для нее в театре, где она играет, ставят спектакли .

  Что за история с недавним приездом в Санкт-Петербург Тиля Швайгера?

Я предлагал ему роль немецкого офицера, но он принципиально не играет нацистов. Он один раз переоделся у Тарантино в фашистскую форму, и то, только потому, что он в "Бесславных ублюдках" нацистов убивает.

В Санкт-Петербурге мы встречались с ним, в том числе, по вопросам продвижения фильма на немецком рынке. 

Кто еще задействован в производстве картины?

У нас совершенно замечательный композитор, легендарный Анджело Бадаламенте, написавший музыку к более чем 70 фильмам, в том числе, кинокартин Дэвида Линча. Мы Анджело шлем материал, и он уже пишет эскизы. Художником-постановщиком на картине работает Сергей Иванов («Небеса обетованные», «Страна глухих»).

Долго шел подготовительный период? Сколько времени вы планируете потратить на съемки?

Мы готовились к съемкам 2,5 года. Собственно говоря, мы начали готовиться к «Сталинграду» сразу после окончания съемок «Обитаемого острова». Съемочный период составит 74 дня. Между съемками у нас будет большой перерыв, что для меня настоящий подарок судьбы. Первый этап закончится в конце сентября, и у меня будет возможность сделать «трейлер». Соответственно начинать продвигать фильм на международном рынке: мы успеем представить его и в Берлине, и в Монреале, и на AFM в Калифорнии. Потом продолжим съемки в марте, и, дай Бог, закончим в июне. Картина будет готова через полтора года.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости