Дом, где зажигаются сердца

10 октября 2013

Мария Смольникова, актриса: «Я сама себе не верила, что можно вот так попасть в «Сталинград»

«Я смотрела старые советские фильмы, исторические хроники, читала», – рассказывает Мария Смольникова о работе над ролью в «Сталинграде». © Sony Pictures Россия

«Я смотрела старые советские фильмы, исторические хроники, читала», – рассказывает Мария Смольникова о работе над ролью в «Сталинграде». © Sony Pictures Россия

Марию Смольнику критики считают одной из самых талантливых актрис современного театра. © Sony Pictures РоссияГрандиозные декорации, массовый героизм каскадеров и современные технологии IMAX сделали фильм «Сталинград» Федора Бондарчука одной из самых зрелищных картин отечественного кинематографа. Бюджет картины составил тридцать миллионов долларов, двадцать из которых предоставил создателям в качестве инвестиции Банк ВТБ. Но среди грандиозных батальных сцен есть и мелодраматическая, любовная линия. Корреспондент VTBRussia.ru встретился с исполнительницей одной из главных ролей в фильме актрисой Марией Смольниковой.

Американская мечта

Маша вообще-то везучая девушка. Правда, полоса везения началась совсем недавно. Девочка из Екатеринбурга дважды приезжала в Москву поступать в Российскую Академию Театрального Искусства (ГИТИС), и оба раза неудачно. После второй попытки решила, что ошиблась с выбором профессии. Но друзья в Нижнем Новгороде уговорили поработать с ними в Театре Юного Зрителя, просто так, безо всякого профессионального образования. Маше дали Джульетту. От такого актерского счастья захватывало дух. И она снова отправилась завоевывать Москву. Москва сдалась. Мария Смольникова поступила на курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича.

– Мария, а как вы оказались в фильме Бондарчука – «выстрелили» очередные пробы?

Гримеры, художники и реквизиторы добились невероятного исторического правдоподобия в «Сталинграде». © Sony Pictures Россия– Я играла в спектакле «Вера и велосипед». Это студенческая работа. На втором курсе педагоги принесли нам старинные фотографии и дали задание – посмотреть на портреты и придумать жизнь героев. Мне досталась фотография девушки. На ней было указано имя – Вера и год – 1953. Мы начали работать. Делали такое упражнение: нашим персонажам задавали вопросы о жизни, а мы на них отвечали. Когда этюдов накопилось много, получился спектакль. 1953 год – недавно была война, идут репрессии. Эти темы мы поднимаем в спектакле. А велосипед – это Верина мечта. «Веру и велосипед» пришла посмотреть Инна Израилевна Штерингарц, кастинг-директор фильма «Сталинград», я ей понравилась, и меня пригласили на пробы. Пробы я успешно прошла. Потом оказалось, что Инна Израилевна тоже из Екатеринбурга, как и я. И мы на этой почве начали очень тепло общаться и работать. Я сама себе не верила, что можно вот так попасть в фильм. А может быть, я боялась себе признаться, а на самом деле с самого начала понимала, что буду сниматься.

– Можно сказать, американская мечта.

– Да! Тем более что «Сталинград» на «Оскар» номинирован как иностранный фильм.

– Маша, что за роль вам досталась в фильме «Сталинград»?

– Я играю девушку, которая осталась одна в разрушенном доме: ее близкие, соседи или погибли, или эвакуировались. Дом раньше был занят немцами, а потом его отбили русские. Дом становится настоящей крепостью. У него есть прототип – дом Павлова, он до сих пор стоит в Волгограде.

– У дома есть прототип. А у вашей героини?

Героиня Марии Смольниковой продолжает жить в доме, который стал крепостью. © Sony Pictures Россия– Это вымышленный персонаж. Но когда писали сценарий, авторы много разговаривали с очевидцами, читали дневники и исследования. Создавали историю, опираясь на реальные события. Ну и, конечно, добавили художественный вымысел.

– А в вашей семье о войне говорили? Бабушки, дедушки наверняка хлебнули...

– О войне говорили, но нечасто. Воевал мой прадед, с войны он вернулся без ноги. Я знала его очень маленькой, мы не успели поговорить серьезно. А о прошлом рассказывал дедушка: пока отец воевал, его мама трудилась на заводе. Она работала за станком, ей приходилось очень тяжело, она вкалывала буквально как лошадь в мыле. И вот однажды станок сломался и остановился. А в цеху было очень холодно, она была вся мокрая-потная-разгоряченная, естественно, тут же простыла, заболела и умерла. Так дедушка, совсем еще мальчик, остался один. Чтобы спасти ребенка, тетя отправила его в город. Он рассказывал, как не хотел уезжать из деревни, не хотел бросать свою лошадь. Он шел по полю и рыдал от бессилия.

Трудно быть смелой

Про Марию Смольникову сейчас критики на полном серьезе пишут, что она надежда русского драматического театра. Ученица двух ведущих режиссеров – Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, – Маша после окончания ГИТИСа осталась работать в театральной лаборатории Дмитрия Крымова. Ее первой серьезной ролью стала роль… Ленина в спектакле «Горки-10». История с ее назначением на эту роль тоже необычная. Машу выбрал сам… Ильич. Мария утверждает, что в ночь перед объявлением исполнителей ролей ей приснилось, что к ней в гости пришел Ленин, а на утро она узнала, что будет в спектакле именно Владимиром Ильичем.

Среди руин «Сталинграда» нашлось место и любовной истории. © Sony Pictures РоссияА за роль в своем первом художественном фильме «Дочь» Маша Смольникова получила приз за «Лучший дебют» на «Кинотавре». За этими успехами стоит не только удача, но и упорная работа. Ее гитисовский педагог, а теперь научный руководитель в аспирантуре Евгений Борисович Каменькович поражен серьезностью молодой актрисы. Она оказалась первой студенткой на его памяти, которая наняла… репетитора по философии. Скорее всего, профессиональным философом Маша Смольникова не станет, но вот в режиссуре точно себя попробует. Ну а пока она набирается сценического и киношного опыта.

– Маша, трудно было сниматься в «Сталинграде»?

– Вообще-то это всего лишь второй мой фильм. Можно даже сказать, что первый. Потому что в самом первом я работала с моим педагогом по актерскому мастерству. Я ее знаю, с ней легко работать. А здесь все новое, незнакомое... Я работала около двух месяцев. Правда, с выходными. Съемки проходили под Питером. Были построены грандиозные декорации, создали площадь и каркасы домов. Один дом построили в натуральную величину: три полноценных этажа и четвертый, на который нельзя было заходить. Там были отделаны комнаты, художники поработали невероятно тщательно. Однажды поднималась на второй этаж, а на лестничной клетке на подоконнике стоит клетка для хомячка. А в клетке – корм… Представляете, насколько все правдоподобно? Этот дом в конце фильма взрывали. Я залезла на соседнее здание и смотрела. Представить, что это происходило на самом деле, невозможно.

– Что произвело наибольшее впечатление во время съемок?

По сюжету героине исполняется 19 лет. Она похоронила родителей и живет под бомбежками, но в душе – ребенок. © Sony Pictures Россия– Грандиозные декорации, огромное количество профессионалов вокруг. Я думала: «Боже мой, сколько же они работают!» Воссоздавались детали до мельчайших подробностей. Художники, костюмеры, гримеры. Это непривычно. Особенно после ГИТИСа, где ты все делаешь сам – находишь реквизит, сам себя гримируешь. Но в какой-то степени все эти специалисты в кино усложняют актерскую работу. Ведь когда я создаю роль, я сама придумываю, в чем героиня ходит, как накрашена. А в кино, если что-то сам предлагаешь, гримеры очень напряженно к этому относятся. Иногда хочется поспорить, но не делаешь этого: зачем портить отношения – тебе с этими людьми еще работать. В то же время хочется возразить: «Мой персонаж не может так выглядеть». Хотя в «Сталинграде», по счастью, все решалось с обоюдного согласия. Мы все делали вместе, советовались. Но у меня возникали трудности другого порядка. Сложно выполнять работу, которую не понимаешь до конца, сложно быть смелой. Смелости мне не хватило. Я смотрела много старых советских фильмов, исторические хроники, читала воспоминания. Накапливала факты. Но вот предлагать свое видение сцены не осмелилась...

– Как вам работалось с режиссером Бондарчуком?

– Федор Сергеевич человек с юмором, живой, простой и открытый. Он любит актеров, доверяет тем, кого выбрал. И в этой атмосфере любви ты чувствуешь, что нужен, и можешь хорошо работать.

Для справки

Мария Смольникова, российская актриса театра и кино. Родилась 17 декабря 1987 года в г. Свердловск, СССР (ныне Екатеринбург, Россия). Играла в Театре Юного Зрителя в г. Нижний Новгород. После окончания в 2011 году ГИТИСа, мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, присоединилась к актерской труппе театра «Школа драматического искусства» (Лаборатория Дмитрия Крымова). Играла в постановках «Смерть Жирафа», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…», но настоящую известность в театральных кругах ей принесли «Горки-10» – полный иронии и мрачноватой многозначности триллер про русскую жизнь, с ретроспекцией от чаепития в Горках тройственной компании – Ленин, Крупская, Дзержинский – до расстрела Чебурашки.

Эта роль прославил актрису Смольникову, как когда-то «Чайка» Комиссаржевскую. При этом внешний рисунок роли у Маши-Ленина такой: маленькая и хрупкая, она суетится на сцене, постепенно растворяясь в пространстве гигантского белого кресла, как в омуте. На протяжении всего спектакля Маша отчаянно гундосит. Говорят, это у нее своеобразный дар: как французская пловчиха, чемпионка по синхронному плаванию Виржини Дидье могла нырять без зажима для носа, так Маша может зажать какую-то перегородку в носу и искажать голос. Когда в финале «Горок» Маша выходит с авоськой, в стареньком перекошенном пальто, и изображая простую зрительницу из народа, писклявым голосом бросает обвинения на сцену, трагедия и нелепость происходящего вызывают у зрителей смех сквозь слезы.

Кинодебют Марии Смольниковой состоялся в драме «Дочь» в 2012 году. Она исполнила роль Инны, девочки, которая живет в небольшом провинциальном городе и невольно сталкивается с серией страшных убийств. Участие в картине принесло актрисе несколько наград: диплом международного фестиваля о правах человека «Сталкер» (Москва), приз кинофестиваля «Виват кино России!» (Санкт-Петербург) и премию в рамках конкурса зрительский симпатий «Великолепная семерка» на десятом фестивале российского кино «Московская премьера».


Медиагалерея (6 фото, 1 видео)

  • 03_Smolnikova_01.jpg

    Гримеры, художники и реквизиторы добились невероятного исторического правдоподобия в «Сталинграде». © Sony Pictures Россия

  • vtbrussia.ru_01_Smolnikova_619x374.jpg

    «Я смотрела старые советские фильмы, исторические хроники, читала», – рассказывает Мария Смольникова о работе над ролью в «Сталинграде». © Sony Pictures Россия

  • vtbrussia.ru_02_Smolnikova.jpg

    Марию Смольнику критики считают одной из самых талантливых актрис современного театра. © Sony Pictures Россия

  • vtbrussia.ru_04_Smolnikova.jpg

    Героиня Марии Смольниковой продолжает жить в доме, который стал крепостью. © Sony Pictures Россия

  • vtbrussia.ru_05_Smolnikova.jpg

    Среди руин «Сталинграда» нашлось место и любовной истории. © Sony Pictures Россия

  • vtbrussia.ru_06_Smolnikova.jpg

    По сюжету героине исполняется 19 лет. Она похоронила родителей и живет под бомбежками, но в душе – ребенок. © Sony Pictures Россия

  • Трейлер фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. © Sony Pictures

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

10 октября 2013

10 причин сходить в кино на «Сталинград» Федора Бондарчука Возвращение в «Сталинград»
10 причин сходить в кино на «Сталинград» Федора Бондарчука

22 августа 2012

Федор Бондарчук завершил работу над фильмом о Сталинградской битве Сталинград: люди в аду
Федор Бондарчук завершил работу над фильмом о Сталинградской битве

31 августа 2011

Федор Бондарчук: «Посмотрев последние фильмы о Великой Отечественной войне, я убедился, что „Сталинград“ снимать надо» Энергия правды
Федор Бондарчук: «Посмотрев последние фильмы о Великой Отечественной войне, я убедился, что „Сталинград“ снимать надо»
Все новости