Привет из девяностых: «Полярная болезнь» в МХТ им. А. П. Чехова

22.12.2022

Культура

0
Рассказываем про премьеру Марины Брусникиной
В начале декабря на малой сцене МХТ им. А. П. Чехова выпустили спектакль, героями которого стали челночницы и ненецкий фольклор. Театральный критик и режиссер Елена Смородинова рассказывает, как сделан спектакль, осмысляющий на сцене челночную торговлю.

Пьеса Марии Малухиной: первый опыт художественной истории о челночницах

Мария Малухина — драматург, участница фестиваля молодой драматургии «Любимовка». И если другие пьесы для фестиваля Мария писала про сегодняшний день, то «Полярная болезнь» отправляет героев в 1990-е с рынками и клетчатыми сумками с товаром.
Драматург, родившаяся в это десятилетие, никак не связана с челноками: ни знакомых, ни родственников из этой сферы у нее не было. Тем не менее, когда екатеринбургский Ельцин Центр объявил конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню», Мария решила написать именно на эту тему: читала форумы и блоги, смотрела на YouTube документальные фильмы и обнаружила, что людей волнует эта история и они оставляют под постами и роликами множество комментариев. А вот художественных текстов на эту тему она не нашла и решила заполнить пробел.
В какой-то момент Мария наткнулась на интервью с бывшей челночницей из Беларуси, которая ездила на Север. После — открыла карту, построила маршрут и поняла, что история стала складываться. А челночница стала прототипом одной из героинь.

Сюжет: практически документ

© Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Три женщины едут на Север с сумками, полными товаром. Опытная Валентина — громкая, знает, как создать легенду вещам и продать даже белье размера S там, где оно не должно пользоваться спросом. Татьяна — учительница, дома ее ждет муж — военный пенсионер, дети и свекровь, которая должна проследить, чтобы муж не запил, как было в прошлую поездку (тогда он чуть не убил вернувшуюся Татьяну). Любаша — вчерашняя студентка, продавала на рынке кассеты, едет заработать и постараться забыть, как однажды вечером ее изнасиловали. У Любаши в больнице лежит мама, которой дочь хочет купить дорогое лекарство.
Подробности жизни героинь всплывают не сразу, сначала они чуть настороженно пытаются дистанцироваться друг от друга. Но дорога такая, что долго сохранять автономность не выходит. Чем больше испытаний, на фоне которых пытающиеся пристать в начале пути «мальчики» — увальни в свитерах — кажутся абсолютной мелочью, тем больше героини раскрываются и становятся друг другу ближе.

Фольклор

© Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
«Полярная болезнь» была бы исключительно бытовой пьесой о тяжелой женской доле, если бы не персонажи — духи Севера, сопровождающие героинь. Практически весь спектакль на балконе, под колосниками, над героинями своей жизнью живет эстрадный дуэт. Выдра и омуль, которых играют музыкальный руководитель спектакля Алёна Хованская и актер Алексей Варущенко, воплощают духов Севера с непроизносимыми именами — Сив’мин Ерв, Пэ’Ерв, Яха’Ерв, Яв’Ерв, Ту’Ерв, Пэдара’Ерв. Часть песен взята из сборника ненецких народных песен, а обращение духов к Небесной бабушке Я-небя сочинила драматург, стилизовав его под ненецкий фольклор.

Пространство: визуальные коды девяностых

Художник Полина Бахтина разделила пространство на два мира. Реальный напоминает даже не поезд, а старую электричку с деревянными сидениями-лавками. Там собраны практически все визуальные напоминания о девяностых. Попутчики героинь носят характерные свитера и шапки — эти артисты перевоплощаются во всех мужчин, встречающихся на пути героинь.
© Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Учительница одета в вязаное платье в шишечку, бывалая — в платье-свитер с аляповатым рисунком, у бывшей студентки не менее аляповатый свитер и легинсы. В одной из сцен они все натянут огромные белые шубы и шапки, в другой — белые свадебные платья а-ля «баба на чайнике». Даже мечты, символом которых становятся эти платья, в этом мире девяностых выглядят по-дурацки. А узнаваемые клетчатые сумки в белом исполнении напоминают льдины, заковывающие героинь в ощущение безысходности или бескрайней пустыни — так, кстати, называлась одна из станций, где останавливался поезд челночниц.
Совсем иначе выглядят духи: стильное серебристое боди у выдры, ретроконьки, которые надевает омуль, узкие очки — сразу видно, кто хозяин в этом неприветливом мире.

«Полярная болезнь» в контексте работ Брусникиной

Режиссер Марина Брусникина виртуозно работает с прозаическими текстами, превращая их в спектакли, руководит театром «Практика». В спектакле «Поле» по тексту Чингиза Айтматова семь актрис, выпускниц мастерской Брусникина и Козака в Школе-студии МХАТ разных лет, рассказывают послевоенную историю о человеческом предназначении, горе, счастье и судьбе, превращая ее в полифонию женских голосов. В постановке «В кольцах», совместном проекте «Практики» с «Мастерской Брусникина», несколько актрис играют текст о постапокалиптической Москвы, в которой пытается выжить и не сойти окончательно с ума героиня, сотрудница учреждения культуры Нина.
«Полярная болезнь» как будто бы превращает череду работ режиссеров в трилогию, хронологически становясь ее средней частью. Впрочем, сама Брусникина говорит, что «Полярная болезнь» — история про то, что происходит с нами сегодня: «Про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности — что же будет дальше? Читаешь и думаешь: да, так было, и это тоже пережили и все равно выжили».
© Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Каждую героиню играют по очереди две актрисы. Валю, которая и рыночный маркетинг изучит, и «в горящую избу войдет» — Янина Колесниченко или Юлия Чебакова. Таню, бывшую учительницу, — Ольга Литвинова или Дарья Юрская. Любашу — Елизавета Орлова или Маргарита Якимова. Ансамбль складывается в тройку хорошо узнаваемых типажей. А сам спектакль, сложенный, как мозаика, оказывается предложением подумать над тем, что сможет поддержать в самый сложный момент, когда вся старая жизнь сгорит в один миг — как сгорит товар бывалой Вали. Именно после этого героини увидят северное сияние, а зрители — надежду в этом как будто бы совершенно безысходном сюжете.
Для справки:
Банк ВТБ выступает спонсором МХТ им. А. П. Чехова и поддерживает громкие театральные премьеры театра. Активное участие в культурной жизни страны — традиция банка.