«Христос в пейзажах»: евангельский цикл Василия Поленова

20.04.2023

0
Как знаменитый пейзажист и автор «Московского дворика» совершил два путешествия на Восток и сотворил земную жизнь Иисуса в семидесяти двух картинах.

Пейзажист, исследователь и этнограф

Илья Репин. «Портрет В. Д. Поленова», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Поленов прославился как пейзажист — его картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» стали основой для развития русского пейзажа настроения. Однако главным делом своей жизни художник считал евангельскую серию — цикл из 72 картин, повествующий о земной жизни Христа-человека. Уделяя большое внимание пейзажам и их исторической достоверности, Поленов совершил два путешествия на Восток, а серию даже называл «Путь Христа в пейзажах».

«Ничто меня так не поражает, как образ Спасителя»

Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Еще подростком Поленов был поражен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу»: отец, Дмитрий Васильевич, несколько раз водил детей приобщиться к шедевру, на который художник потратил двадцать лет жизни. Вероятно, именно под влиянием картины Иванова будущему живописцу приходит идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
«Ничто меня так не поражает, как образ Спасителя».

Василий Поленов
Василий Поленов. «Воскрешение дочери Иаира», 1871 год, музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург © Public Domain
К евангельской теме Поленов впервые обращается еще во время учебы в Академии художеств. За конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира» начинающий художник получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу за счет Академии.
Здесь Поленов пробует себя в разных родах живописи: пишет исторические картины и жанровые сцены, пейзажи и марины, портреты и натюрморты. В итоге художник решает: «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Начало положено: первое путешествие на Восток

Василий Поленов. «Источник Девы Марии в Назарете», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1881–1882 годах Василий Поленов отправляется в свое первое путешествие на Восток: в Египет, Сирию и Палестину. Цель поездки — посещение связанных с земной жизнью Иисуса Христа мест и сбор художественного материала для задуманной масштабной картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». По убеждению художника, природа, архитектура и типажи на Святой Земле не сильно изменились за прошедшие почти 19 столетий.
Василий Поленов. «Олива в Гефсиманском саду», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Из поездки Поленов привозит множество набросков, этюдов и зарисовок, но, не удовлетворившись результатом, отправляется в Италию — ведь и Александр Иванов писал библейские пейзажи с итальянских. Наконец, спустя два десятилетия, художник завершает картину в Москве, в доме Саввы Мамонтова. Картина, положившая начало евангельскому циклу, была представлена публике на 15 выставке передвижников.
Василий Поленов. «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Авторское название картины — «Кто из вас без греха» — не пропустила цензура. Новое наименование «Христос и грешница» добавило переживаний художнику: «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». Несмотря на сомнения цензоров, которых смущало неканоническое изображение Христа, и двоякое мнение критиков, картину сразу купил император Александр III.
Василий Поленов. «Христос», этюд, 1888 год, Екатеринбургский музей изобразительный искусств, Екатеринбург © Public Domain
Христа Поленов написал с Исаака Левитана, постаравшись подчеркнуть человеческую сущность персонажа: это учитель, странник, мудрец и проповедник, лишенный божественных символов и черт, сын человеческий и человек. Владимир Короленко так описал Христа Поленова: «Человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».
Зрителю сложно с первого взгляда различить Иисуса в кругу учеников: это результат впечатления Поленова от книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», художественной биографии Христа-человека.

Доискаться исторической правды: второе путешествие на Восток

Василий Поленов. «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Грандиозный замысел художника — создание живописной биографии Христа-человека — потребовал второй этнографической поездки на Восток. Художник собирается в путь весной 1899 года и тщательно составляет маршрут: он знает, что ему необходимо увидеть. В плане — Иерусалим, Сихем, Назарет, Тивериада, Бейрут и Смирна. Кроме известных христианских святынь, Поленов посещает коптские деревни и знаковые природные объекты и без устали делает наброски и зарисовки.
Василий Поленов. «Привели детей», 1900-е годы, Самарский областной художественный музей, Самара © Public Domain
Художника интересует каждая деталь: руины храмов и характер колонн, колодцы и лица, пейзажи и архитектура, быт простых людей и портики дворцов правителей прошлых эпох. Поленов настойчиво ищет немых свидетелей земной жизни Христа — и находит нечто большее.
«Суровая Иудея, Иерусалим с его гробницами и великими сказаниями. Дальше Иудейская пустыня, Мертвое море, Иерихонская долина, зеленые берега Иордана. Потом Самария с ее поэтическим колодцем Иакова и развалинами классических портиков и дворцов. Наконец, красивая цветущая Галилея с ее чудным голубым озером, берега и воды которого слышали величайшие слова, сказанные на земле — изречения Христа!..»

Василий Поленов

Не Бог, но человек: Иисус в мировосприятии художника

Василий Поленов. «Мечты (На горе)», 1890–1900-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, © Public Domain
Цикл картин «Из жизни Христа» — это последовательная художественная фиксация биографии земного человека. Максимальная историческая достоверность и психологический реализм, фактически перевод Евангелия на язык реализма — вот каков замысел художника, воплощенный со всей силой и страстью его дарования. Христос для него — реально существующий человек, пример высшей гармонии, духовного совершенства и красоты гуманистических идей.
«Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем… В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он себя постоянно называл, а по величию духа — Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ».

Василий Поленов
Соблюдение канонов христианской иконографии в изображении Иисуса исказило бы замысел художника: показать Христа таким, каким он был в действительности. Поэтому Сын Божий у Поленова ближе к восточному мудрецу, учителю, страннику или отшельнику, нежели к Мессии, а написанный ярким, светлым колоритом идеальный пейзаж зачастую главенствует на картине, перетягивая внимание зрителя от персонажа к природе.

«Результат труда моей жизни…»

Василий Поленов. «Тайная вечеря», 1890–1900-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain Источник
Работу над евангельским циклом «Из жизни Христа» Василий Поленов завершает в 1909 году. Именно его, а не «Московский дворик» и создание пейзажа настроения, художник считал делом всей своей жизни.
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах, я всегда мечтал об этом, и вот результат труда моей жизни».

Василий Поленов
По замыслу Поленова, семьдесят две картины цикла хронологически делятся на шесть разделов. В дополнении к живописному описанию жизни Иисуса художник работал и над словесным его выражением — рукописью «Иисус из Галилеи», сводом евангельских текстов и новозаветных сказаний о Христе, дополненных собственными примечаниями.

«На самом деле было так, как здесь представлено..»

Василий Поленов. «Иаков и Иоанн», 1885 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Выставка картин из евангельского цикла впервые состоялась сразу после завершения масштабной работы, в 1909 году. Интересно свидетельство пейзажиста Якова Минченкова, который цитирует слова рабочего — посетителя выставки: «Нас учат, что Христос был бог, его окружали ангелы, он преображался, воскресал и возносился, а на самом деле было так, как здесь представлено: он плотничал, знался с самым простым народом, а архиереи его оплевали и власть распяла. Он умер за то, чему учил, и больше ничего».
Историческая правда, к которой так стремился художник, нашла отклик в сердце зрителей.

Как продавали Христа: от 5,7 тысяч до 1,9 миллионов долларов

Василий Поленов. «Голгофа (Стояли вдали…)», 1909 год, частная коллекция © Public Domain Источник
В тяжелое для Советской России послереволюционное время большая часть картин из евангельского цикла Поленова была вывезена в Америку и там распродана. Игорь Грабарь, участвовавший в «распродаже» русского искусства на нужды большевиков, писал жене из Нью-Йорка: «Был Крэн; пришел уже часов в 8 вечера и купил еще на 5700 долларов. Правда, опять Поленова, но все-таки очень большие и крайне нам нужные деньги». Нетрудно угадать, что денег этих Поленов не увидел.
Неинтересные советской власти картины из жизни Христа осели в руках частных коллекционеров. А 29 марта 2023 года на аукционе Bonhams одна из этих картин, «Голгофа (Стояли вдали…)», была продана за рекордные 1,9 миллионов долларов.
Возможность проследить историю земной жизни Иисуса Христа в трактовке Василия Поленова и увидеть оригиналы картин из евангельского цикла, эскизы и наброски предоставляют ведущие музеи России — Государственный Русский музей и Третьяковская галерея. Банк ВТБ является многолетним партнером этих музеев, поддерживает их развитие и яркие культурные проекты.