Чем знаменит Константин Станиславский

25.01.2023

0
В этом году — 160 лет со дня рождения знаменитого русского театрального деятеля Константина Станиславского. Вспоминаем его жизнь и наследие, которое он оставил.
Николай Ульянов. «К.С. Станиславский за работой», 1947 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © РИА Новости

Семейный театр и смена фамилии

Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. Он родился в Москве в 1863 году, его отец занимался торгово-промышленным делом и был родственником мецената Саввы Мамонтова и коллекционеров Третьяковых.
В семье Алексеевых любили театр. В их московском доме был отдельный зал для представлений, а в загородном имении в Любимовке — целый флигель. В 14 лет Константин впервые принял участие в домашнем спектакле.
Неизвестный автор. Фотография Константина Станиславского, около 1912–1914 годов © Public Domain
В первые годы карьеры будущий режиссер сменил фамилию и стал Станиславским. На такой шаг он пошел из-за происхождения: в семьях крупных предпринимательских династий игра сцене считалась интересным увлечением, но никак не работой. А выбор именно такой новой фамилии связывают либо со значением имени Станислав — ставший славным, либо с актером-любителем Алексеем Марковым, который выступал под фамилией Станиславский.
Несколько лет он был актером, а потом решил сам поставить спектакль. Его первым режиссерским экспериментом стали «Горящие письма». А в 1891 году, когда он стал режиссером всего Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), под его руководством вышли спектакли «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Много шума из ничего».

Немирович-Данченко и создание МХТ

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Фотография 1928 года © РИА Новости
В 1898 году Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский создали новый театр. Система существовавшего тогда драматического театра была несовершенной, и они ощущали потребность в реформах. Режиссеры собрали труппу из учеников Немировича-Данченко и актеров-любителей из МОИиЛ и договорились, что основные принципы их театра — единство коллектива, достоверность исторической и бытовой атмосферы на сцене и подчинение всех деталей спектакля одному замыслу. Организацию назвали Художественно-общедоступным театром, а его первой постановкой стала трагедия «Царь Федор Иоаннович».
Множество ярких спектаклей — «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и другие — Станиславский и Немирович-Данченко поставили вместе. Потом их взгляды начали разниться, и режиссеры решили делать каждый свои постановки. При этом они продолжали руководствоваться главными принципами своего театра, который к тому моменту уже назывался Московским художественным театром — МХТ.

Система Станиславского, или «Не верю!»

Неизвестный автор. Фотография Константина Станиславского, около 1900 года © Public Domain
В 1900–1910 годах Константин Станиславский разработал метод актерской техники и теорию сценического искусства, которая была названа в честь создателя — системой Станиславского. Цель системы — достичь полной психологической достоверности игры. Иными словами, актер должен максимально вжиться в роль, чтобы окружающие поверили ему. Если на репетициях Станиславского кто-то из труппы фальшивил, режиссер громко говорил: «Не верю!» Эта фраза стала легендарной.
Интересно, что толчком к созданию такой системы стал недостаток самого Станиславского: в детстве у него была боязнь публики, которая вернулась на первых спектаклях их с Немировичем-Данченко театра. Чтобы преодолеть эту боязнь и механичность игры, Константин и решил разработать актерскую методику.
Станиславский предложил разделить актерскую игру на три составляющие: ремесло, искусство представления и искусство переживания.
  • Ремесло основано на использовании штампов, благодаря которым зритель может понять, какую эмоцию демонстрирует актер.
  • Искусство представления означает, что во время репетиций актер на самом деле испытывает чувства героя. А во время спектакля он только воспроизводит их форму, то есть создает внешний рисунок роли.
  • Искусство переживания подразумевает, что актер действительно чувствует то, что чувствует его герой, то есть фактически становится им.
Система заложила основы современной науки о театре. А еще она послужила базой для создания основной методики актерской подготовки в США. По методу Станиславского учились такие звезды Голливуда, как Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Роберт де Ниро, а лауреат премии «Оскар» Аль Пачино однажды заявил: «Я не из Голливуда. Я из Станиславского». До сих пор наставления Станиславского активно используются в театральных учебных заведениях в разных уголках мира.

Театр и Станиславский после революции

Константин Станиславский с актерской труппой, 1922 год © Public Domain
После революции 1917 года для театра Станиславского наступили непростые времена. Режиссер попал в плен к большевикам. Для Станиславского все закончилось хорошо, но в целом атмосфера была кризисной. Часть труппы в 1919 году поехала на гастроли и оказалась изолированной от Москвы из-за военных событий. Впрочем, уже в 1922 году ситуация улучшилась — Константин Сергеевич вывез театр на продолжительные гастроли по странам Америки и Европы.
В 1920–1930-х годах Станиславский отстаивал ценности русского сценического искусства. Критики уверяли, что художественный театр умер, а режиссер доказал обратное, гениально поставив «Горячее сердце» Островского в 1926 году и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше в 1927.

Последние годы жизни, спектакли и музей

Неизвестный автор. Константин Станиславский, 1938 год © Public Domain
В 1928 году у Станиславского случился сердечный приступ. Врачи запретили ему выходить на сцену. В следующем году Константин Сергеевич вернулся к работе, но не играл роли, а дорабатывал свою систему и наставлял артистов. А еще ставил оперы в собственной студии (сегодня это Московский академический Музыкальный театр): «Майскую ночь» и «Золотого петушка» Римского-Корсакова, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Богему» Пуччини, «Кармен» Бизе и другие.
В 1936 году Константин Станиславский стал первым человеком, которому присвоили звание «Народный артист СССР» за вклад в развитие театрального искусства. Собственно, он и стал человеком, который сделал режиссуру профессией. Он создал новую эстетику сценического искусства, где все, от музыки и декораций до игры актеров, согласовано и подчинено единому замыслу спектакля.
Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Дети режиссера — дочь Кира и сын Игорь — были хранителями Дома-музея Станиславского. Этот музей открыт и сегодня, он находится в особняке в Леонтьевском переулке. Константин Сергеевич жил там в 1921–1938 годах. В музее хранится мебель, костюмы, фотографии и архивные документы — все, что помогает нам лучше узнавать и понимать гениальность Станиславского.
Увидеть, как развиваются принципы Станиславского в современности, можно на сцене МХТ имени Чехова. Театр предлагает зрителям и новое прочтение классики, и экспериментальные постановки молодых авторов. Банк ВТБ поддерживает театр и его проекты.