«Актеры похожи на коллекционеров — и те, и те азартные люди»

30.08.2022

Интервью с актером Рустэмом Юскаевым

0
Рустэм Юскаев © www.vtbrussia.ru
Для главной выставки этого лета «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» банк ВТБ подготовил новый выпуск «Культурного гида». Проводником в этот раз стал актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Рустэм Юскаев. Мы поговорили с ним о личности Ивана Морозова, коллекционировании и любимых картинах.

— Как проходила работа над «Культурным гидом» по выставке Морозовых?

— От этого сотрудничества у меня остались только положительные впечатления, потому что собралась прекрасная профессиональная команда — и съемочная группа, и сотрудники музея, которые много помогали. Их профессионализм, страсть и неравнодушие к выставке вдохновляли и делали работу над выпуском по-настоящему интересной и захватывающей.

— С какими впечатлениями вы выходили из залов музея, когда впервые там побывали?

— В первую очередь меня поразило, насколько братья — и Иван, и Михаил, тонко чувствовали время и новые идеи, которые возникали в искусстве. Они были предпринимателями, но такими подготовленными и понимающими современные веяния.
Второй момент — масштабность собрания и количество работ в нем. У Морозовых была потрясающая широта кругозора и финансовые возможности, которые позволили собрать такую коллекцию.

— Когда вы просматривали собрание, у вас сложился образ личности Ивана Морозова?

— Образ коллекционера и мецената сложился, но какая это была личность, я могу представить только отчасти. За Морозова говорят его картины: человек был настолько увлечен, что тратил свои ресурсы, время, любовь, всего себя отдал этому делу. В 1918 году его коллекцию национализировали, а через три года Иван умер. Наверное, это совпадение, но все равно в этом ощущается трагическая закономерность: как будто он не мог жить без своего любимого собрания.

— Как вы думаете, какие коллекционеры по натуре?

— Уверен, они азартные и расчетливые. Могут долго ждать, плести интриги, чтобы завладеть произведением искусства. Но в то же время ими движет любовь к прекрасному, желание к нему приблизиться и ему соответствовать.

— Вам случалось играть таких азартных людей или даже коллекционеров?

— Коллекционеров я еще не играл, а вот азартных людей случалось. Наша профессия подразумевает азарт, потому что без него и без вкуса к авантюре актер не может существовать. Все, что есть в тебе, так или иначе отражается в персонажах, которых ты пытаешься воплотить. Поэтому актеры в чем-то похожи на коллекционеров, ведь без ощущения и желания игры ничего не получится.

— Если бы вам предложили роль Ивана Морозова, согласились бы? И как бы вы к ней готовились?

— Да, я бы с удовольствием согласился на эту роль. Иван Морозов — удивительный человек с непростой, но замечательной судьбой. Взять хотя бы его роман с хористкой Евдокией и последующую долгую совместную жизнь.
Валентин Серов. «Портрет Евдокии Сергеевны Морозовой», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Для погружения в роль было бы идеально прочувствовать жизнь Ивана Абрамовича: пожить в его особняке или похожем, несколько раз в году путешествовать за границу, посещать различные выставки и выбирать произведения в арт-галереях, общаться с ведущими художниками своего времени. Но это, конечно, больше шутка.

— Что бы вы могли особенно выделить в коллекции Морозовых?

— Мне кажется, эта коллекция заслуживает того, чтобы несколько раз ее посетить и рассматривать повторно — так много там уникальных, редких вещей, что за один раз невозможно все оценить. Еще меня поразило общее впечатление, качество и количество шедевров, дух эпохи. Сам я очень люблю Ван Гога, а из тех картин, о которых мы говорили в выпуске, — «Бульвар Капуцинок» Клода Моне.

Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

— Помимо картин на выставке много документов, которые кураторы скрупулезно собирали. Как вам эта документальная сторона?

— Да, тут все очень подробно — можно одновременно и наслаждаться искусством, и узнавать его историю. Это очень интересно — возможность отследить путь каждой картины и узнать, как оценивались картины импрессионистов, когда они еще были буквально современниками. Особенно, если примерять на сегодняшнюю реальность.

— А есть какая-то документальная история, которая вас особенно поразила?

— Поразила история самой династии Морозовых, начиная с основателя, Саввы Васильевича. Не сразу складывается картинка, что Иван и Михаил — это потомки Саввы I, который был крепостным-старообрядцем, сумел выкупить себя и основать ткацкое производство, которое потом разрослось в целую империю. В то же время, узнавая историю становления первого Морозова, лучше понимаешь и его продолжателей — откуда у них одновременно и такая деловая хватка, и страсть.
Также удивительно, что наш русский человек открывал новых художников, и не только для России, а для всего мира. Например, меня зацепила история, как Иван Морозов приобрел «Девочку на шаре» Пикассо. Ее первым владельцем была Гертруда Стайн, но вскоре она распродавала свою коллекцию и рассталась в том числе с картиной Пикассо, не оценив в полной мере ее значимость. Морозова же картина заинтересовала, он купил ее у галериста Канвейлера за 16500 франков — не очень большие деньги по сравнению с другими приобретениями. Но впечатляет, насколько Иван оказался дальновиднее европейских ценителей искусства.

— Как вы думаете, в современном мире возможен такой феномен коллекционеров или это осталось в той эпохе?

— Думаю, возможно. Это вопрос художественного вкуса, образованности, интересов человека. Другое дело, что не всем было понятно современное искусство в 19 веке, но и сейчас мы не всегда хорошо понимаем, что происходит в живописи и в остальном искусстве, какие новые идеи и течения возникают. Но я думаю, что сейчас коллекционирование будет происходить не только в материальной сфере, когда человек владеет картиной физически, но и в виртуальном мире, например NTF.

Посетители на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Слева направо: картины художника Клода Моне «Пруд в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне» © Владимир Астапкович, РИА Новости

— А вы сами когда-то пробовали писать картины?

— Нет, не пробовал. Но у моей жены художественное образование, ее родители тоже художники. Долгое время она не брала кисти в руки, но как-то случился момент, что она снова захотела писать. Поэтому я могу представить себе творческий процесс. Для этого нужны талант, желание и трудолюбие. У меня такого опыта не было, я только наблюдаю со стороны.

— Могли бы вы дать какое-то напутствие будущим посетителям выставки, посоветуйте, на что обратить внимание?

— Успокоиться и наслаждаться.