Сибирь, женские судьбы и отечественная история: Русский музей завершает год выставкой «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

30.11.2023

0
В корпусе Бенуа открылась выставка произведений мастера исторических полотен Василия Сурикова, аналогов которой по масштабам и объему в Санкт-Петербурге не было почти 90 лет. В экспозиции представлено свыше 120 живописных и графических работ художника, хранящихся в фондах музеев по всей стране. Среди них — «Боярыня Морозова», 80 лет не покидавшая стен Третьяковской галереи, «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы» и другие шедевры автора. Публика также увидит «Покорение Сибири Ермаком» — самое крупномасштабное полотно в наследии великого живописца. Генеральный спонсор — банк ВТБ — традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея.
Василий Суриков. «Автопортрет», 1915 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Пресс-служба ГРМ
Экспозиция выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» организована не в хронологическом порядке, а тематически. Особое внимание уделено наиболее знаковым для живописца произведениям. Подчеркивая эту значимость, для масштабных полотен внутри залов музея созданы уникальные стены, меняющие геометрию выставочного пространства.
«Сама метода подготовки этой выставки для Русского музея достаточно революционная, потому что впервые в организации выставочного пространства присутствует не только концептуальное, но и дизайнерское решение. Мы размещаем работы Сурикова так, чтобы их можно было рассматривать вне толпы, чтобы можно было погрузиться в их рассмотрение. С Суриковым это особенно важно», — рассказал заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Тематика работ художника удивительно разнообразна. Это библейские и религиозные сюжеты, казачество, родная Сибирь, драматические женские судьбы. Последние занимают особое место в творчестве Сурикова. Полотно «Посещение царевной женского монастыря» было создано под впечатлением от книги Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Сурикова тронула их судьба, ведь участь этих женщин на Руси была практически предрешена: большинство из них ждал монашеский постриг.
Еще одна знаменитая женщина, написанная художником — Феодосия Морозова, ярая противница церковных реформ патриарха Никона. Работая над эпическим полотном «Боярыня Морозова», Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа. Натурщиков он отыскивал в монастырях, на кладбищах и рынках, а потом заставлял подолгу стоять на снегу, исполняя множество этюдов и добиваясь выразительности каждого героя. Похожий подход к работе Суриков проявил и при написании «Перехода Суворова через Альпы». Чтобы создать выразительные образы генерал-фельдмаршала Суворова и его солдат, художник долго искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени, а ради достоверности пейзажного фона даже побывал в Швейцарии.
Впервые после сложной реставрации на выставке представлены монументальные полотна Сурикова — «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин». Тема казачества имела особое значение для художника, поскольку он был выходцем из семьи потомственных казаков. При работе над образом Разина живописец использовал автопортретный этюд. Посетители смогут сравнить сходство казачьего атамана с Суриковым, ведь традиционный автопортрет тоже представлен в экспозиции.
«Покорение Сибири Ермаком» — самое масштабное полотно в наследии художника. Для его создания Сурикову даже пришлось сменить квартиру: размеры картины — почти три на шесть метров, а вес — более 200 килограммов. Работая над ней, живописец искал на Дону типажи для образов казаков, в Хакасии — образы татар, а на севере Сибири вдохновлялся местом решающей битвы. Николай II приобрел это полотно за 40 000 рублей — рекордную по тем временам сумму для картин русских художников.
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком», 1895 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Пресс-служба ГРМ
Тема Сибири представлена в творчестве Сурикова довольно обширно. Это родина художника, суровый край героев и первопроходцев, ссыльных и каторжан. Трагическую ссыльную тему воплощает картина «Меншиков в Березове», посвященная судьбе друга и сподвижника Петра l, в одночасье оказавшегося в сибирском захолустье, но не давшего невзгодам сломить себя. Создать шедевр помогла ненастная погода, которую семья Сурикова пережидала, собравшись у стола. Дождь, окно, близкие люди, грусть — и в голове художника родилась композиция. «Меншиков! Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать!» — вспоминал Суриков.
В зале, посвященном Сибири, обращает на себя внимание и картина «Сибирячка». Сурикова интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорил, была «красота особенная: древняя, русская».
Василий Суриков. «Сибирячка», 1909 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Пресс-служба ГРМ
Отдельный раздел выставки посвящен сюжетам из Библии и истории церкви. Зрители увидят «Благовещение» и «Милосердного самарянина», привезенные с родины художника — из Красноярска. В одном ряду с этими работами будет картина «Исцеление слепорожденного». Это уникальное и трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное публике. Его художник написал после безвременной кончины жены, впервые обратившись к религии как к источнику поддержки и силы. Возвращение Сурикова к творчеству после смерти супруги ознаменовано другой картиной — «Взятие снежного городка». Это единственная масштабная работа художника на неисторическую тему.
Василий Суриков. «Взятие снежного городка», 1891 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Пресс-служба ГРМ
Полотна для выставки были отобраны из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея, Музея-усадьбы Василия Сурикова, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова. Последняя монографическая экспозиция Сурикова, сравнимая по объему, состоялась в 1937 году. Это подчеркивает огромное значение выставки для любителей искусства.
«Здесь — широкая панорама творческой лаборатории Сурикова, которая никакими постоянными экспозициями, сколь богатыми бы они ни были, не раскрывается. Теперь же она предстает в развернутом, широком и углубленном виде… Можно добавить, что прийти в эту лабораторию — будто прийти за исцелением души», — говорит Григорий Голдовский.
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» продлится до 13 мая 2024 года.