«Музыка — это язык сна»: Теодор Курентзис и другие эксперты обсуждают вечное искусство в рамках спецпроекта musicAeterna «Поговорим о музыке»

31.01.2024

«Поговорим о музыке» — это просветительский проект креативной лаборатории musicAeterna, который рассказывает о музыке с самых разных сторон. Созданный в рамках подкаста «Культурная страна», он помогает лучше разобраться в том, какое место в нашей жизни занимает музыкальное искусство.
Проект представляет собой цикл из трех встреч в формате диалога резидентов musicAeterna и ученых из разных сфер. Каждая встреча раскрывает феномен музыки через призму разных наук — например, нейрофизиологии, философии или истории искусства. Подкаст «Поговорим о музыке» создан совместно с генеральным партнером musicAeterna — банком ВТБ.

Выпуск 1. Виталий Полонский и Иван Чечот

Виталий Полонский © Предоставлено пресс-службой musicAeterna
Герои первого выпуска подкаста — главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский и кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ и руководитель Центра искусствознания Иван Чечот. Они задаются вопросом о взаимосвязи музыки и других видов искусства. Помимо этого эксперты обсуждают, есть ли разница в восприятии звуков профессионалом и любителем, почему одна и та же мелодия по-разному звучит в разном исполнении и что можно считать плохой музыкой.
Разговор затрагивает тему субъективности восприятия человеком музыки. Виталий Полонский приводит в пример случай из своего опыта: «Есть такая музыка у Сергея Танеева — кантата „Иоанн Дамаскин“. Я всю жизнь ее обожал, пока однажды на концерте мне не показалось, что это совсем плохая музыка. Дома я открыл ноты и понял другое: музыка, как и прежде, прекрасна. Просто нужно правильно исполнить ее, найти то, что в ней есть». Иван Чечот с ним соглашается и подтверждает, что слушание музыки строится из разных составляющих и субъективность здесь неизбежна.
Виталий Полонский в ходе разговора сетует на телефоны, которые становятся помехой в диалоге между зрителем и исполнителем. Фотосъемка в момент, когда музыкант транслирует готовность выстроить диалог с залом, кажется ему абсолютно неуместной. К слову, в Доме Радио — резиденции musicAeterna в Санкт-Петербурге — музыку принято слушать в темноте и полной тишине, а телефоны придется сдать в специальные деревянные сейфы на входе.
В финале беседы ведущая подкаста музыковед Анна Фефелова задает своим гостям вопрос из разряда вечных: зачем мы слушаем музыку? Виталий Полонский отвечает на него так: «У человека есть физиологическая потребность в музыке. Я не могу представить мир без нее». Ответ Ивана Чечота еще более эмоционален: «Музыка позволяет нам не захлебнуться самими собой и своей эпохой».
Любопытный факт о музыке из выпуска 1: русскоязычным людям гораздо легче петь на итальянском или латыни, чем на немецком языке.

Выпуск 2. Теодор Курентзис и Виктор Мазин

Теодор Курентзис © Предоставлено пресс-службой musicAeterna
Участники второго эпизода подкаста — создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, дирижер, актер и поэт Теодор Курентзис и доцент СПбГУ, основатель Музея сновидений Фрейда психоаналитик Виктор Мазин. Они рассуждают, помогает ли музыка при тревожности, чем она схожа с гомеопатией и при каких условиях становится элементом манипуляций.
Музыка хранит в себе множество загадок, а человек давно пытается их разгадать. Снится ли людям музыка? Со слов Теодора Курентзиса, с ним такое происходит часто, и это далеко не всегда музыка классическая. Это нечто поразительное, неуловимое и экстатическое, то, для чего сложно подобрать слова и ощущения.«Музыка — это язык сна», — считает Курентзис. Дирижер признается, что пишет музыку и стихи только после пробуждения: в такие моменты это будто продиктовано не им. Это синергия двух миров — яви и сна, уникальное сенсорное видение.
Виктор Мазин рассказывает, что тоже часто слышит музыку во сне. Момент между явью и сном — это и есть момент встречи с самим собой, некое пространство для перехода из одного состояния в другое. «Не я слушаю музыку, а музыка слушает меня», — так описывает он свои ощущения.
Затрагивая тему восприятия человеком музыки, оба гостя подкаста отмечают важность раннего формирования музыкального вкуса. Однако Теодор Курентзис предостерегает слушателей от обобщений в этом вопросе: «Два человека могут слушать одно и то же кардинально по-разному. Важно освободиться от псевдоморализма музыки. Это очень большая площадь, где мы можем найти себя нового, отыскать чистый источник внутри себя».
Из подкаста также можно узнать, какие пластинки коллекционирует создатель musicAeterna, в каком настроении он слушает 6-ю симфонию Густава Малера и правда ли, что любой дирижер неизменно будет для оркестра диктатором и демагогом.
Любопытный факт о музыке из выпуска 2: в Древней Греции философы Пифагор и Эмпедокл меняли состояние людей с помощью изменения ладов музыки. Так им удавалось даже укрощать буйных.

Выпуск 3. Алексей Ретинский и Святослав Медведев

Алексей Ретинский © Предоставлено пресс-службой musicAeterna
В заключительном выпуске подкаста «Поговорим о музыке» в студии встречаются композитор и резидент проекта musicAeterna Алексей Ретинский и физиолог, доктор биологических наук, академик РАН Святослав Медведев. Они затрагивают тему чувственных аспектов восприятия музыки, рассматривают ее с точки зрения физиологии и определяют для себя, какой должна быть музыка в кино.
Разговор заходит об особенностях работы композитора. Композиторская резиденция Дома Радио нетипична: здесь авторы не только пишут музыку, но еще и составляют междисциплинарные кураторские программы, устраивают перформансы и паблик-токи. От других кластеров Дом Радио отличают и более широкие возможности: в пространстве musicAeterna у композитора есть возможность взаимодействия с оркестром и хором. Алексей Ретинский так отзывается о процессе создания музыки: «Композитор не фокусник, не иллюзионист. Но если музыка, которую ты создаешь, убеждает прежде всего тебя самого, то высока вероятность, что слушатели за тобой последуют».
«Музыка — это возможность дать осязание, вкус, запах тому, что кроме как через звук явлено не может быть. Музыке подвластно уловить сложноуловимые эфемерные структуры. Музыка дает плоть тому, что плоти иметь не может. Вот тогда и происходит что-то великое», — подводит итог Алексей Ретинский.
Любопытный факт о музыке из выпуска 3: мурашки, которые бегут по телу во время прослушивания музыки, — это спазм поверхностных сосудов кожи. Такая реакция означает, что организм максимально мобилизуется.
Подкаст «Поговорим о музыке» — не единственный совместный проект musicAeterna и ВТБ. В прошлом году вышли два новых выпуска «Музыкального измерения», в рамках которого Теодор Курентзис и резиденты оркестра подобрали саундтреки к большим художественным выставкам, организованным при поддержке Банка. В 2023 музыкальный контекст был создан для выставки «После импрессионизма» в Пушкинском музее и для юбилейной выставки к 150-летию Николая Рериха в Третьяковке. Двумя выпусками пополнился и просветительский онлайн-проект «Что я слышу?» — они были посвящены музыке Игоря Стравинского и Девятой симфонии Густава Малера. Кроме того, артист труппы musicAeterna Dance Евгений Калачёв провел в Центре «Зотов» музыкальный воркшоп «Круги Персефоны», во время которого все желающие смогли погрузиться в атмосферу ритмов, эмоций и образов сочинения Стравинского.