«Инклюзия — это возможность»

29.09.2022

Общество

Музеи и театры страны продолжают создавать равный мир для всех посетителей
Ведущие подкаста для неслышащих «Диалоги об искусстве: Павловск» Валентина Суханова и Павел Родионов
Тема доступности культуры заботит руководителей ведущих музеев и театров страны. Они регулярно стараются повышать уровень работы с посетителями с особыми потребностями, вводить новые практики взаимодействия. В начале нового культурного сезона эксперты и руководители учреждений культуры собрались в Петербургской филармонии, чтобы поделиться своим опытом инклюзии. На встрече рассказали о различных проектах и обсудили, как важно уделять внимание не только внешним факторам, но и этической составляющей.

Екатерина Селезнева: «Все наши музейные проекты мы адаптируем для людей с различным опытом»

Фото предоставлено Отделом инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности
В Еврейском музее и центре толерантности особый отдел появился полтора года назад, когда банк ВТБ выделил пожертвование на развитие инклюзивных практик. Цель создания отдела — адаптация музейных проектов для посетителей с различным опытом и особенностями здоровья.
Все выставки сопровождаются тактильными моделями представленных объектов и тифлокомментариями. В музее создают облегченные маршруты для людей с ментальными особенностями, проводят мастер-классы для детей и взрослых — обитателей психоневрологических интернатов. Экскурсии по выставкам проводят в том числе профессиональные глухие гиды на русском жестовом языке (РЖЯ): это значит, что незрячий посетитель может «увидеть» выставку так же, как и обычный человек.
По словам куратора отдела инклюзивных практик музея Екатерины Селезневой, основной подход музея — «ничего о нас и для нас без нас» в концепции социальной модели инвалидности.
«Мы всегда привлекаем людей с инвалидностью к разработке наших материалов. Наши видеогиды на РЖЯ делаются глухими гидами, карта сенсорной безопасности разработана и протестирована людьми с расстройством аутистического спектра (РАС), все наши проекты готовятся с участием людей с инвалидностью».

Сергей Морозов: «Театр создан для насыщения своего пространства творческой энергией…»

Спектакль «Наш балаганчик» на сцене Театра «На Литейном» © Сергей Рыбежский
Театр «На Литейном» уже не первый год включает в свои постановки особенных артистов, а также сотрудничает с инклюзивными организациями. Результатом такого сотрудничества стал показ на сцене театра спектакля «Наш балаганчик» благотворительного фонда «Дети.мск.ру». В постановке заняты юные артисты с особенностями, которые находятся на попечении фонда. Для них это возможность быть услышанными, раскрыть творческий потенциал, перестать быть людьми-невидимками в обществе.
«Мне очень нравится, что перед детьми, которые порой лишены в силу физических или ментальных особенностей полноценных возможностей движения или погружения в театр, режиссер ставит высокие и сложные задачи, которые помогают им раскрыться. Поверьте, что я никогда не слышал чтения поэзии Серебряного века с такой пронзительностью и глубиной, как у этих детей» — Сергей Морозов, директор театра.
Тема инклюзии для театра не нова: уже несколько лет здесь развивают программу тифлокомментирования, которая позволяет незрячим и слабовидящим зрителям получить представление о происходящем на сцене. Сейчас в репертуаре порядка десяти спектаклей для детей и взрослых с тифлокомментированием: зрители с особенностями могут «увидеть» театральную постановку и вместе с ее героями прожить историю, далекую от их повседневной жизни.

Ия Ростомашвили: «Инклюзия сегодня — это не проблема, это возможность»

Когда культурные учреждения включают в свою работу инклюзивные практики, им важно обращать внимание и на этические аспекты.
«Залогом этичного отношения к людям с особенностями здоровья становится компетентность специалистов, адекватное понимание ими сущности инвалидности, понимание возникающих трудностей, но в то же время и понимание их личностных возможностей и способностей человека, находящегося не по своей воле в условиях ограничения состояния здоровья».
Открытие XV Международного фестиваля «Шаг навстречу» на сцене Большого зала Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича. Солист — Олег Аккуратов (рояль, вокал, джазовые композиции) © Анна Флегонтова
По мнению эксперта, в настоящее время этическим аспектам уделяется меньше внимания, чем физическо-архитектурным, то есть созданию безбарьерной среды в широком смысле: строительству пандусов и лифтов. Именно компетентность сотрудников учреждений культуры, их умение взаимодействовать с особыми посетителями становятся важнейшим этическим фактором. Заранее рассказать, как добраться до театра или музея, что там будет происходить и как, помочь сориентироваться, и все это — с позиции не наставника, а равного партнера — вот отношения, к которым должны стремиться сотрудники при работе с посетителями с особыми потребностями. Практика показывает, что это возможно, главное — знать как.
«Большинство видит проблемы, но не видит возможностей… Инклюзия сегодня — это не проблема, это возможность. Давайте вместе создавать инклюзивное пространство и совместно реализовывать наши возможности».

Валерий Градковский: «Творчество имеет терапевтический эффект»

Спектакль «Чайка» благотворительного фонда «Дети.мск.ру» на сцене Театра «На Литейном» © Сергей Рыбежский
Театральная сцена может стать трамплином для новой жизни действительно для всех. Вдохновляющая история из театра имени Ленсовета доказывает это: двенадцатилетняя незрячая девочка превратилась в жизнедеятельного творца.
«Когда она вышла на сцену и стала читать Пушкина, ей стоя рукоплескал весь зал. С этого началась ее творческая жизнь — теперь она выступает, поет, пишет стихи и участвует в различных проектах. Творчество имеет терапевтический эффект, просто мы в своей суете этого иногда не замечаем».
Смогла ли бы девочка реализовать свой творческий потенциал, проводя все свое время дома? Конечно, нет. Людям с проблемами со здоровьем важно быть замеченными и услышанными обществом, общаться на равных с всеми людьми, а не только с узким кругом близких и медиков.
Валерий Градковский, директор театра имени Ленсовета, объясняет, что опыт выступлений на профессиональной сцене одинаково важен и для артистов с особенностями, и для зрителя, а инклюзивные проекты обладают терапевтическим и социальным значением.
«Инклюзивное действие провоцирует зрителя на новую степень откровения. Сила артиста с физиологическими особенностями заключается в том, что он способен и имеет возможность исповедоваться в присутствии зрителя, говорить о своих потаенных страхах, проживая их на сцене вместе со зрителями. Театр в этом случае приобретает поистине терапевтическое значение».
Театр, уверен Градковский, должен транслировать в мир простые, но бесконечно ценные сокровища человеческого духа: сострадание, человеколюбие и любовь. Появление в театре — на сцене или в зрительном зале, — людей с особенностями показывает, как важна гуманизация общества. Инклюзия подразумевает равный мир и возможности для всех и каждого, вне зависимости от состояния здоровья.

Альфия Шагеева: «Наша миссия — гуманизация общества»

Современный музей должен быть организацией, которая служит обществу — так считают в Русском музее.
«Русский музей стремится стать полноценной инклюзивной площадкой для всех посетителей. Более 30 лет сотрудники музея — арт-терапевты, искусствоведы, художники, психологи — разрабатывают и проводят арт-терапевтические и социокультурные проекты и программы для людей с особыми потребностями».
Вот какие инклюзивные программы и мероприятия предлагает петербургский музей:
  • Школа волонтеров, участники которой разрабатывают собственные программы и под кураторством специалистов могут их воплощать непосредственно в экспозиции.
  • «Инклюзивный дивертисмент», в котором участвуют реконструкторы и профессиональные актеры.
  • «Открытая студия» и мастерские с профессиональными художниками для людей, приезжающих из психоневрологических интернатов и центров реабилитации.
  • Интерактивный спектакль «Щелкунчик», активное участие в котором принимают дети с синдромом Дауна, слабослышащие и глухие дети, а также оставшиеся без попечения родителей.
  • Проект «Лавка мира», в котором рисуют дети и приглашенные художники.
Также Русский музей разрабатывает собственные методики для создания инклюзивных проектов и заботится об обеспечении доступности своих услуг:
  • Проводятся экскурсии на РЖЯ.
  • Создан видеогид на РЖЯ и тифлоаудиогиды.
  • На экскурсиях используют рельефные изображения картин и специально собранные дидактические материалы, например ткани — шелка, бархат, которые соответствуют материалам, используемым в покрытии дворцовых стен и мебели.
  • Для посетителей с РАС проводят тематические экскурсии, также они работают в художественных мастерских, создавая собственные произведения.
Человек с инвалидностью может прийти в музей и почувствовать себя обычным посетителем: послушать экскурсию, поучаствовать в мастер-классе или доступными ему способами прикоснуться к произведениям искусства. Музей транслирует социальную модель, при которой люди с особенностями — не носители проблемы, а желанные посетители, к визиту которых музей заранее подготовился.

Юрий Левченко: «У искусства две задачи — оно должно заставлять нас думать и делать нас лучше. Реализуя инклюзивные проекты, мы достигаем этих целей»

Старший вице-президент банка ВТБ Юрий Левченко также рассказал об опыте работы с особенными клиентами и принципах отбора поддерживаемых проектов. Банк проводит широкую благотворительную и спонсорскую программу и постоянно ищет новые проекты и партнеров.
«Мы начинаем внимательнее относиться к тому, есть ли в данном учреждении инклюзивные проекты. Если есть, то мы чувствуем какое-то моральное предпочтение по отношению к таким организациям. Я думаю, что со временем наличие инклюзивных программ будет непременным требованием для нашего партнера и для конкретных проектов».
Спектакль Театра «На Литейном» «Пиковая дама» с участием маленького человека Алексея Ингелевича ©️ Сергей Рыбежский
Банк ВТБ уже сотрудничает с Русским музеем, Эрмитажем, Пушкинским музеем, Еврейским музеем и многими учреждениями по всей стране. Успешно реализован проект «Диалоги об искусстве» — серия видеогидов на РЖЯ, посвященная тем выставкам, которые поддерживает банк.