Пушкин, Чехов и мифологический комикс в стиле нуар: весенние театральные премьеры в Москве и Владивостоке

03.05.2024

Последняя опера Петра Чайковского, чеховская «Каштанка», которую будет интересно смотреть и детям и взрослым, и вечный поиск ответа на вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство — рассказываем о театральных премьерах, которые к этой весне подготовили театры — партнеры ВТБ.

«Ленинградские сказки» в РАМТ

Сцена из спектакля «Ленинградские сказки» © Предоставлено пресс-службой РАМТ
30–40-е годы прошлого столетия. Время репрессий, Великая Отечественная война, эвакуация, блокада, голод — таков исторический фон «Ленинградских сказок». Это история страны, рассказанная на примере одной семьи. Главные герои — Таня, Шурка и Бобка — быстро взрослеют. Их действительность настолько страшна и не вмещается в детское сознание, что время от времени становится фантазией. Сказка сплетается с реальностью. В стиле магического реализма юные герои проходят путь постижения себя через утраты и понимают, как важно не делить мир на своих и чужих.
В основу постановки режиссера Филиппа Гуревича «Ленинградские сказки» лег одноименный пятитомный историко-фэнтезийный роман писательницы Юлии Яковлевой. Инсценировку режиссер писал вместе с драматургом Марией Малухиной. «Любовь всегда побеждает, но какой ценой? Война беспощадна и иррациональна. Осознать это невозможно, но важно помнить», — говорит Филипп Гуревич.
Почему стоит смотреть: спектакль поставлен в необычном жанре — это мифологический комикс в стиле нуар. В постановках Филиппа Гуревича всегда много визуальных символов, и «Ленинградские сказки» не исключение. Спектакль строится как калейдоскоп картинок и парадоксальных образов, врезающихся в память. В нем много отсылок к произведениям искусства. Так, очередь за пайкой хлеба в блокадном Ленинграде, где люди с серыми стертыми лицами держатся друг за друга, напоминает слепцов с одноименной картины Питера Брейгеля Старшего. А сцена воспоминаний о родителях отсылает к «Влюбленным» Рене Магритта.
Где смотреть: РАМТ, Большая сцена, Москва, Театральная площадь, 2.

«Моцарт и Сальери. Версия» в Театре Терезы Дуровой

Сцена из спектакля «Моцарт и Сальери. Версия» © Фото Елены Маряшиной. Предоставлено пресс-службой Театра Терезы Дуровой
Весна в Театре Терезы Дуровой выдалась насыщенной: при поддержке банка ВТБ коллектив побывал с гастролями в Казани и подготовил премьеру. Новая музыкальная драма — история баловня судьбы, «золотого мальчика» Амадея Моцарта и мастера Антонио Сальери, чье имя всегда упоминается вторым. Блестящая сторона их жизни — театр, звуки оркестра, горящие свечи. Но есть еще и непарадная часть общей истории композиторов. Соперников связывают непреодолимые чувства, подчиняющие дух, уничтожающие сознание, — это зависть и ревность друг к другу.
Тереза Дурова поставила спектакль по одноименной пьесе Пушкина из цикла «Маленькие трагедии», но первая его часть — вовсе не по Пушкину. Это попытка реабилитировать Сальери в глазах общественности. «Моцарт и Сальери. Версия» — ода великим музыкантам и одновременно психологический анализ человеческих чувств. Постановка очень необычная: зрителя все время перебрасывают в разные временные пласты на границе между реальностью и художественным вымыслом. От этого история становится максимально непредсказуемой и даже детективной.
Почему стоит смотреть: в сценарий включены сцены из реального миланского процесса 1997 года по расследованию смерти Моцарта, когда судьи заслушали свидетелей обвинения и защиты, несмотря на двухсотлетнюю давность случившегося. В спектакле звучит живая музыка разных эпох: и барокко, и классицизм, и хоровое исполнение. Зрители услышат фрагменты увертюры из оперы «Веспасиан» Аттилио Ариости, сюиту «Баталия» Генриха фон Бибера, арии Генри Пёрселла и итальянские мадригалы Клаудио Монтеверди.
Где смотреть: «Театриум на Серпуховке», Малая сцена, Москва, Павловская, 6.

Опера «Иоланта»в Приморском филиале Мариинского театра

Сцена из оперы «Иоланта» © Предоставлено пресс-службой Приморского филиала Мариинского театра
Дочь короля Рене Иоланта слепа. Но девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица — все приветливы, ласковы с Иолантой. Короля не оставляет мысль об исцелении дочери, но для этого нужно, чтобы Иоланта узнала о своей слепоте и захотела прозреть.
Опера написана на либретто Модеста Чайковского по драме датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене». Она впервые увидела сцену в 1892 году, за год до смерти композитора. Задумывалась «Иоланта» как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик». Музыкальное родство обеих партитур несомненно, но сегодня «Иоланта» и «Щелкунчик» чаще существуют на театральных подмостках порознь.
Почему стоит смотреть: «Иоланта» — это последняя опера Петра Чайковского и одновременно самое безмятежное и радостное его произведение. «Я напишу такую оперу, что все будут плакать», — говорил композитор, работая над партитурой. Это ему действительно удалось. Правда, слезы у зрителей появляются от счастья и радости за героев.
Где смотреть: Приморский филиал Мариинского театра, Владивосток, Фастовская, 20.

«Каштанка» в РАМТ

Сцена из спектакля «Каштанка» © Предоставлено пресс-службой РАМТ
Известный чеховский сюжет о потерявшейся рыжей собаке с лисьей мордочкой режиссер Владимир Богатырев воплотил в камерной обстановке, используя минимум декораций — только коврик, зритель и артисты. Здесь нет спецэффектов и сценических аттракционов. Опилки легко становятся снегопадом и кормом для животных, дверца шкафа — подъездной дверью, а домотканый коврик — цирковым манежем.
Это история не только о любви и преданности, но и о травмирующем опыте прошлого. Растерянное перед жизнью существо Каштанка решает почти шекспировский вопрос: быть или не быть у жестокого хозяина в столярке или у добродушного Незнакомца в «ученом сообществе»? Вот в чем очень взрослые вопросы этого детского спектакля.
Почему стоит смотреть: живой и динамичный музыкальный спектакль наполнен аллюзиями и цитатами из других произведений Чехова. В спектакле две линии. Одна — для детей, по сюжету «Каштанки», вторая — для взрослых, и это своеобразный квест: нужно угадать, из какого именно произведения взята вплетенная в повествование конкретная цитата. Тут и Соня из «Дяди Вани», и сестры Прозоровы, и Нина Заречная, которые, как и Каштанка, смирились с тем, что их кошмарная жизнь — это именно то, чего они достойны. Выхода нет и быть не может: это ад, но это уже привычный ад, надо верить в небо в алмазах, надо терпеть.
Где смотреть: РАМТ, Маленькая сцена, Москва, Театральная площадь, 2.

«Морси» в Театре Терезы Дуровой

Афиша к спектаклю «Морси» © Предоставлено пресс-службой Театра Терезы Дуровой
Морская свинка Морси сбежала из зоопарка и нарушила привычный ритм жизни обычной семьи. С первых секунд она пытается внедрить свои правила и привить всем полезные привычки. Но мама-актриса никогда не готовила обеды, папа-драматург постоянно теряет свои вещи, сын-школьник не любит делать зарядку по утрам, а кот и ручной чиж не привыкли заботиться ни о ком, кроме самих себя.
Нововведения активной и жизнерадостной Морси всех только раздражают. Однако вскоре семейство осознает, что элементарные правила поведения облегчают их быт, помогают в общении и понимании окружающих людей. Главное — не нарушать личные границы, не подавлять других и не лениться.
Почему стоит смотреть: морская свинка Морси — героиня популярного одноименного мультфильма, давно полюбившегося детям. Музыкально-драматический спектакль режиссера Дарьи Коршуновой им тоже понравится, ведь он интерактивный.
Где смотреть: «Театриум на Серпуховке», Малая сцена, Москва, Павловская, 6.