Архитектор, который умел все: в Москве открылась выставка к 150-летию Алексея Щусева

16.10.2023

Культура

Этой осенью Музей архитектуры отмечает 150-летний юбилей своего отца-основателя, одного из наиболее востребованных и ярких отечественных архитекторов XX века — Алексея Щусева. И делает это с размахом — самой масштабной выставкой последних лет. Она расположилась сразу в двух выставочных пространствах музея. В Анфиладе посетители смогут проследить творческий путь мастера и оценить его грандиозные градостроительные и инфраструктурные проекты, а в Аптекарском приказе – полюбоваться эскизами и макетами храмов. Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ.
На выставке «Алексей Щусев. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Счастливая творческая биография Щусева и в самом деле располагает к обстоятельному разговору. За полвека своей профессиональной деятельности он сумел реализовать более 80 проектов — невероятный успех для архитектора любой эпохи. Щусев создал ряд знаковых построек столицы: не только Мавзолей и Казанский вокзал, но и легендарную гостиницу «Москва», Марфо-Мариинскую обитель, Большой Москворецкий мост, станцию метро «Комсомольская» Кольцевой линии и здание органов госбезопасности на Лубянке.
Всего на выставке представлено более 600 экспонатов из 18 различных коллекций и собраний. Это дает возможность в полной мере раскрыть весь диапазон дарований Щусева: и как выдающегося зодчего, и как художника, и как реставратора, а также ученого и музейного специалиста.
Министр культуры РФ Ольга Любимова (справа) и директор Музея архитектуры Наталья Шашкова на выставке «Алексей Щусев. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Прежде всего в Щусеве поражает его невероятная гибкость и чувство времени. Он одинаково успешно работал в стилистике модерна, конструктивизма и неоклассики, порой очень смело меняя и дорабатывая проекты в соответствии с запросом времени.
Только в музее можно в полной мере оценить, сколько кропотливого труда и раздумий стоит за каждой знаменитой постройкой мастера: 38 лет труда над Казанским вокзалом и малой железнодорожной архитектурой, три перестройки Мавзолея, масштабные перепланировки Москвы и смелые проекты восстановления разрушенных войной городов.
Алексей Щусев, Дмитрий Савицкий. Проект восстановления и реконструкции Новгорода. 1943–1947 годы, коллекция Музея архитектуры имени А.В. Щусева © Пресс-служба Музея архитектуры имени Алексея Щусева
И если на прогулке по городу мы видим только итоговую постройку, то музейная экспозиция позволяет значительно расширить границы восприятия — сравнить эскизы разных лет, оценить конкурсные идеи других архитекторов, рассмотреть макеты зданий с разных сторон, понаблюдать за процессом строительства на фотохронике.
Экспозиция представляет Щусева как абсолютно универсального архитектора. Кажется, он был способен проектировать все, что угодно — храмы, вокзалы, гостиницы, музеи, министерства, лечебницы, мосты, институты, хозяйственные постройки и целые города. И в каждой, даже самой незначительной постройке очевидна не только утилитарная продуманность проекта, но и тонкий художественный вкус архитектора, его уважение к местной культуре и блестящее знание истории искусства.
На выставке «Алексей Щусев. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Так, при строительстве театра оперы и балета в Ташкенте Щусев, с одной стороны, опирается на классическую западную планировку, с другой — умело вводит в архитектуру и декор элементы восточного искусства, привлекает к оформлению внутреннего пространства местных народных мастеров. А при проектировании небольших вокзалов на станциях линии Казань — Екатеринбург обыгрывает и классический стиль провинциальной усадьбы, и уральское барокко, и даже деревянное зодчество Древней Руси.
Интересно, что Щусев, который сам был прекрасным художником-графиком, приглашал к участию в своих проектах ведущих художников-современников. Так, ему довелось посотрудничать с Михаилом Нестеровым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Натальей Гончаровой, Павлом Кориным — эскизы этих прославленных мастеров русского искусства также представлены на выставке.
Эскиз «Спас Нерукотворный» работы Михаила Нестерова на выставке «Алексей Щусев. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Отдельно хочется отметить особую атмосферу выставки. Помимо официальных проектов, схем, чертежей и макетов, мы видим личное творчество Щусева, его зарисовки из путешествий и архитектурные фантазии, читаем письма и газетные статьи, слышим музыку тех лет. Все это позволяет ощутить дыхание ушедшей эпохи.
На выставке «Алексей Щусев. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Известные современные архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер отдали дань уважения Щусеву, разработав лаконичный и в то же время пластичный дизайн выставочного пространства. Путешествуя по залам, посетители то прогуливаются по ротонде с красными стенами, напоминающей залы Академии художеств, где учился Щусев, то проходят по узкому коридору-мосту, разглядывая проекты водных переправ, то присаживаются на полуциркульную скамью, чувствуя себя зрителями в театре.
Анастасия Мамаева, искусствовед